
Столкновение интересов
Рядовые американцы, ощущающие на себе плюсы от всеобщего снижения цен на бензин, выступают с резкой критикой как республиканцев так и демократов, наперебой заявляющих о том, что сегодняшнее снижение цен на топливо как нельзя более подходит для повышения налога на него. В данном случае недовольство обеих сторон понять весьма легко - с одной стороны средняя американская семья, согласно подсчетам Агентства по энергетической информации США (EIA), в 2015 году будет тратить на бензин на 750$ меньше, ввиду снижения цен, с другой стороны - повышение налогов на топливо теоретически и практически является самым действенным методом сбора средств на поддержание дорог и субсидирования общественного транспорта, речь о котором пойдет ниже.
Таким образом, в данный момент в США наблюдается столкновение интересов и доводы тому - почему ни та ни другая сторона не согласна идти на компромисс - более чем реальны и значимы. Республиканец Боб Кокер из уже упомянутого штата Теннеси заявил на последнем выступлении о том, что "Если когда и была возможность поднятия налога на бензин - сейчас самое время ей воспользоваться". Ему вторит демократ из штата Коннектикут Крис Мерфи, представивший на днях на рассмотрение кроме речи законопроект, согласно которому предлагается повысить ставку налога на бензин на 12 центов с галлона.

По мнению Мерфи, это повышение не скажется особенно сильно на стоимостных показателях, которые, по мнению некоторых аналитиков, еще не достигли своего минимума, однако поможет собрать государству ощутимые суммы, которые пойдут на поддержание инфраструктуры городов, субсидирование общественного транспорта и бесплатных дорог общего пользования. Экологические сборы, взимаемые в США по примеру российского транспортного налога, покрывают перечисленные затраты примерно на 85%.
К слову о транспортной системе США - её шаткость, как рядовые американцы так и государство, особенно сильно ощутили в период кризиса 2007-2008 годов. Дело в том, что большая часть американских семей, проживающих в частных домах, расположенных в городках с небольшим количеством жителей, имеют частные дома и автомобили с довольно мощными двигателями и привыкли пользоваться ими, а не привычными большинству горожан из той же России, пригородными автобусами. Количество жителей на квадратный километр в таких городках не превышает 25 человек. По этой причине пригородные автобусы не пользуются у американцев популярностью и компании, их содержащие, зачастую без субсидий государства не в состоянии поддерживать бизнес в безубыточном состоянии. Особо остро эта проблема встала, как мы уже упомянули выше, в кризисные годы с 2007 по 2009. Именно тогда многие американские автопроизводители переориентировались на выпуск автомобилей и автобусов с менее мощными двигателями, и, как следствие - менее затратными в плане эксплуатации.
Чему учит история
Последний раз налог на бензин в США поднимался в далеком 1993 году и тогда увеличение составило 4.3 цента за галлон - это примерно втрое ниже повышения, предлагаемого нынешними властями, однако тогда повышение носило несколько другую природу. Собранные налоги пошли не на поддержание дорог и субсидирование междугородних перевозчиков, а было частью кампании по сокращению бюджетного дефицита, проводимой президентом Биллом Клинтоном. Лишь 4 года спустя часть собираемых средств была пущена в Фонд поддержки трасс и дорог (Highway Trust Fund). После повышения ставки налога, стоимость галлона бензина на заправках в среднем выросла на 16% и, если учитывать рост инфляции в Америке с 1993 года, сейчас налог следовало бы поддерживать на уровне 30 центов с галлона.

Результатом промедления с вопросом повышения налога на бензин в течение ближайших 10 лет может стать дефицит бюджета Highway Trust Fund, оцениваемый аналитиками и самим Фондом примерно в 160 миллиардов долларов. Далее, вероятнее всего, последует его банкротство. Но, как это ни странно, многие из числа самых рьяных сторонников его повышения считают, что банкротство Фонда - возможно, единственный выход из сложившейся ситуации, так как покажет несвоевременность действий правительства и последствия, которые коснутся рядовых американцев в той или иной мере.